Туризм

Линия Сталина в Минске. Фото комплекса, как добраться, цены

«Линия Сталина» – уникальный музейный комплекс, воссоздающий лишь небольшую часть территории оборонительного минского укрепрайона (УР).

Фортификационные сооружения, построенные в 1930-х годах для защиты государственных рубежей на границе с Польшей, приняли на себя первый, сокрушительный удар наступающих немецких войск в июне 1941 года. Они были основательно разрушены, заброшены и частично восстановлены уже в начале XXI века по архивным документам в качестве музейной экспозиции.

Общая характеристика

Линия Сталина в Минске в виде музейного исторического комплекса приняла первых посетителей летом 2005 года. На площади 26 га представлено полное инженерное оборудование ротного опорного участка того времени.

Линия Сталина в Минске. Фото комплекса, как добраться, цены

Местность, приспособленная для ведения боя, создания условий успешной обороны и затрудняющая наступление противника, наглядно представлена в музейном комплексе.

Она содержит восстановленные:

  • 2 пулеметных ДОТа (долговременные огневые точки);
  • все виды фортификационных сооружений – окопы, траншеи, противотанковые рвы, надолбы, проволочные заграждения;
  • блиндажи для укрытия и размещения личного состава;
  • командно-наблюдательный пункт.

Кроме того, в комплексе оборудованы несколько экспозиционных площадок для демонстрации военной техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, стрелкового оружия.

Исторические факты

Линия Сталина в Минске была частью пограничной оборонительной системы, построенной в Советском Союзе в 1928 — 1939 годы, которая простиралась от Карелии до черноморского побережья. Ее общая протяженность составляла чуть меньше 2 тыс. км и включала 23 укрепрайона.

Назначение и строительство Минского укрепрайона

Минский УР – самый большой в Белоруссии, имел протяженность 140 км и глубину основных позиций до 4 км. Удаленность от государственной границы с Польшей (ныне – с Западной Беларусью) составляла от 1,5 до 25 км. На его территории насчитывалось самое большое количество инженерных сооружений – более 320 разных видов и назначений.

Укрепрайоны строились не для продолжительной защиты рубежей, а только на период подхода основных сил, призванных по мобилизации. Минский укрепрайон был возведен в 1932-1935 годы.

В Белоруссии он являлся третьим по счету после Полоцкого и Мозырского и имел важное стратегическое значение. Его сооружения должны были обеспечить защиту столицы Беларуси и прикрытие кратчайшего пути от западных возможных противников к Москве.

Строительство оборонительной линии происходило в непростой для страны исторический период времени: финансирование работ происходило с перебоями, недоставало стройматериалов, транспорта и, прежде всего, кадров. Одновременно с огневыми сооружениями возводились дороги, казармы, склады.

Минский УР содержал типовые фортификационные сооружения, но, с учетом разных секторов обстрела из амбразур, все они имеют свои отличия и даже уникальные детали. Специалисты утверждают, что по всему району трудно найти два абсолютно одинаковых ДОТа.

Некоторые сооружения имели толщину стен до 1,5 м, что являлось надежной защитой от орудий вероятного противника на период строительства. Польша просто не располагала настолько мощным вооружением.

Расширение территории СССР в 1939 году за счет присоединения западных территорий Украины, Белоруссии и Прибалтики, а, следовательно, и перенос государственной границы привели к тому, что Минский УР оказался слишком далеко от переднего края в случае начала военных действий.

Кроме того, существовавшее инженерное оборудование уже требовало модернизации, так как за прошедшие с начала его строительства годы артиллерия противника стала мощнее, дальнобойнее. Было принято решение о консервации Минского УР и строительстве нового, расположенного ближе к границе на 300 км.

«Линия Сталина» – так стали называть советскую линию обороны за рубежом в межвоенный период; в первый раз этот термин прозвучал в 1936 году и стал активно использоваться в зарубежной прессе. Официально же сооружения, возводимые в Советской Республике в строжайшей тайне, не имели никакого названия, но были отмечены грифом строжайшей секретности.

Термин в полную силу стал звучать в нашей стране лишь после распада СССР. Теперь его можно считать вполне официальным названием одной из самых протяженных оборонительных линий. Название упоминается в документальной и художественной литературе, посвященной событиям 1940-х годов.

Новая линия обороны, которую только начали строить вдоль границы перед самым нападением фашистов на нашу территорию, была названа «Линией Молотова». Именно сюда были переведены войска, отправлялось новое и демонтированное со сталинской линии оборудование. Но строительство закончить не успели.

Роль Минского УР в первые дни ВОВ

Минский УР к 24 июня 1941 года, когда немцы, взяв Вильнюс, пошли через Молодечно на Минск, не успели даже расконсервировать:

  • из шести батальонов на линии оставался один;
  • оставшееся на складах вооружение во многом было некомплектно или неисправно;
  • отсутствовали электроснабжение и связь между ДОТами;
  • в казематах не работала вентиляция.

Однако Минский УР принял самое активное участие в боях. Оборона длилась с 26 по 29 июня, задержав наступление немцев на Минск на 3 дня. По немецким данным повреждения получили 210 танков, что являлось третью списочного состава; советская статистика указывает на число 300.

Почти все защитники ДОТов погибли, лишь немногие выжили, попав в окружение и плен; к своим прорвались единицы. Их подвиг стал одним из факторов срыва наступательного плана «Барбаросса».

Композиция

Линия Сталина в Минске была принята к восстановлению в качестве музея по инициативе фонда «афганцев» Белоруссии. Их горячо поддержал президент страны А. Лукашенко, подключивший к проекту государственные и общественные организации. Огромный объем работ был выполнен специалистами инженерных подразделений вооруженных сил страны.

Открытие комплекса приурочивалось к 60-й годовщине Победы над фашистской Германией.

Все восстановленные сооружения, представленные в экспозиции – подлинные. Реставраторы сохранили следы от снарядов, как свидетельства участия огневых точек в боях. В музее представлены сооружения разного назначения.

Артиллерийский полукапонир

Восстановленный полукапонир – сооружение, откуда велся огонь в одном направлении, защищая фланги, был построен в 1932 году. Его амбразуры от обстрела прикрывает бетонный выступ – орильон.

Стены и потолок имеют толщину более 1 м, что обеспечивало надлежащую защиту от снарядов большого калибра в то время. В полевых условиях крыша ДОТа покрывалась дерном, на стены натягивалась маскировочная сетка. Сверху огневая точка была незаметна для авиаразведки.

Полукапонир состоит из нескольких помещений:

  • двух боевых казематов;
  • комнаты коменданта (она оборудована телефоном и радиостанцией для связи с другими сооружениями, перископом для скрытого внешнего наблюдения и руководства боем; внутренняя связь осуществлялась по переговорным трубам);
  • машинного зала, обеспечивающего электроснабжение объекта и вентиляцию воздуха.

В казематах располагаются две 76-миллимитровые пушки, орудийный расчет состоял из 7 человек на каждую, боезапас – 300 снарядов на орудие.

К сооружению пристроен «дворик» – так называется помещение, которое использовали в качестве караульного или для размещения дополнительных боекомплектов.

На стене красной краской написана цитата из речи товарища Сталина (во всех сооружениях размещались лозунги, фрагменты из устава или выступления руководителей). Вход в сооружение закрывала противоштурмовая решетка с двумя замками.

Читать также:
Как путешествовать в Китае

Позиции полевого заполнения

На площадке представлены две пушки, одна из которых наравне с «Катюшей» и штурмовиком ИЛ-2 стала символом Победы. 76-миллиметровая пушка ЗИС-3 высоко оценивалась не только советскими, но и немецкими специалистами. Она успешно использовалась для уничтожения живой силы противника, орудий, танков и ДОТов.

Орудие совершало до 25 выстрелов в минуту, а снаряды, выпущенные из нее, летали на расстояние до 13 км. Производство этого орудия было прекращено в 1945 году.

37-миллиметровая зенитная пушка (61-К) предназначалась для уничтожения воздушных целей на высоте до 2,5 км. С большим успехом она уничтожала и наземную технику врага, при этом угол обстрела был неограничен.

Ряд противотанковых заграждений разного типа показывают, как их следовало устанавливать на местности, чтобы сорвать танковую атаку врага.

Между сооружениями проложены окопы и ходы. Их глубина рассчитана на полный рост среднего бойца, а в целях улучшения защитных свойств маршруты проложены не по прямой линии, а «змейками». Периодически устраивались ниши для хранения боезапасов, продуктов питания, воды. Для укрытия бойцов и раненых строились щели.

Бронеколпаки

На площадке представлены польский и немецкий колпаки, выполнявшие функцию огневых точек и наблюдательных пунктов. Интерес представляет и противотанковая огневая точка, которую можно было увидеть только в Белорусском военном округе.

Пулеметный ДОТ

Пулеметный ДОТ – это самое распространенное сооружение укрепрайонов 1930-х годов. Толстые, 1,5-метровые стены, а также ступенчатое устройство амбразур защищали бойцов от вражеских снарядов и осколков. При необходимости бойницы закрывались заслонками, которые выдерживали попадание снаряда из танка.

По штату обслуживание пулеметов осуществляли 10 – 12 человек. Пулеметный ДОТ, как и артиллерийский имел «дворик», казематы, технические отсеки.

Площадка боевой техники

Реактивная артиллерия, бьющая неуправляемыми реактивными снарядами, представлена в комплексе «Линия Сталина» тремя системами – «Катюшей» (БМ-13) и двумя модификациями «Града» (БМ-14 и БМ-21).

Боевая машина «Катюша», названная именем песенной героини, заряжалась 16-ю снарядами, которые выпускала за 7 секунд. На перезарядку орудия требовалось 2-3 минуты. Производство «Катюши» было начато перед самой войной, первые удары она нанесла в июле 1941 года, уничтожив немецкие эшелоны на станции Орша.

Машина «Град» появилась на вооружении советских войск в 1952 году, позднее стали выпускаться ее усовершенствованные модификации. «Град» и сегодня эксплуатируется в более чем 30 странах мира.

Выставка техники богата танками, самоходными орудиями и установками, бронетранспортерами и другой тяжелой бронетехникой.

Площадка авиации

На авиаплощадке представлены боевые послевоенные самолеты: штурмовики, истребители, бомбардировщики, разведчики. Интересна также коллекция вертолетов. Вся техника доступна для контактного ознакомления.

Площадка систем ПВО

Внимание посетителей привлекает стоящая вертикально 22-метровая ракета средней дальности Р-12, которая была принята на вооружение в конце 1950-х годов. Она была способна нести термоядерную боевую головку весом 1 мегатонна на расстояние в 2 тыс. км. Эти ракеты, размещенные на Кубе, остановили агрессию США на континенте.

Здесь также представлены радиолокационные системы и зенитно-ракетные комплексы.

Мероприятия

На сайте музея в начале года выкладывается план мероприятий, которые может посетить каждый желающий. Помимо новогодних гуляний и шоу боевых машин здесь широко отмечаются День Победы, 23 февраля, дата вывода войск из Афганистана, День Независимости Республики Беларусь и другие.

Раз в месяц проводятся реконструкции боев, посвященные соответствующим датам, фестивали, соревнования. Такие мероприятия привлекают огромное количество участников и зрителей.

Услуги

Помимо знакомства с исторической экспозицией комплекса, гости могут воспользоваться такими необычными услугами, как:

  • катание на бронетехнике;
  • стрельба по мишеням из орудий, пулеметов, вооружения бронепоезда;
  • посещение тира с пневматическим оружием;
  • участие в игре пейнбол и лазертаг.

На территории музея «Линия Сталина» в Минске работает несколько кафе

Для проведения семейных мероприятий можно воспользоваться местными кафе, банкетным залом или устроить пикник на природе.

Инфраструктура

Для комфортного пребывания посетителей на территории комплекса предусмотрены:

  • детская игровая площадка;
  • кафе «Центральное» с белорусской кухней;
  • кафе «Летнее», предлагающее напитки и фастфуд;
  • кафе «ВДВ» с обширным меню и интерьером в виде боевой техники;
  • сувенирный магазин с памятными сувенирами, моделями военной техники, униформой.

Программы экскурсий

Линия Сталина в Минске – исторический центр, который принимает посетителей круглый год. Приехавшие сюда люди самостоятельно выбирают способ знакомства с экспозицией музея, воспользовавшись бесплатным аудиогидом.

Одной из самых востребованных услуг является проведение экскурсии специалистами, одетыми в военную форму.

  • Знакомство с исторической частью музея длится 1 час. За это время посетители осмотрят два ДОТа, траншеи, коллекцию бронекопаков, выставку военной техники.
  • Экскурсия по исторической части может быть дополнена (по предварительной заявке) спортивной программой. В этом случае для желающих организуется сдача норм ГТО по меткости, физподготовке и сборке-разборке боевого оружия. Время проведения – 1,5 часа.
  • Экскурсия на железнодорожную экспозицию «Наш бронепоезд» познакомит экскурсантов с историей появления в музее и восстановления грозной машины. Кроме того, будет возможность осмотреть экспонаты площадки ходовой техники. Время – 1 час.
  • Организаторы предлагают после проведения базовой части экскурсии посетить мастер-класс по знакомству с оружием и сборкой-разборкой автомата Калашникова.

Стоимость билетов

Посещение комплекса платное.

Стоимость билета зависит от категории посетителей.

Категории самостоятельных посетителей Стоимость билета, бел. руб.
Взрослые 20
Учащиеся школы и других учебных заведений 10
Дети до 6 лет Бесплатно
Дети старше 6 лет из многодетных семей 7
Сироты, инвалиды, ветераны, военнослужащие срочной службы, строители музейного комплекса бесплатно
Стоимость экскурсии (за группу до 20 человек)
Взрослая группа 28
Детская группа 25

Стоимость парковки – от 3 бел. руб. без ограничения времени.

Режим работы

Музейный центр работает без выходных дней: в будни – с 10-00 до 17-00, в субботу и воскресенье – до 18-00.

Адрес, контактные данные

Линия Сталина находится в 20 км от Минска, неподалеку от агрогородка Лошаны. Адрес комплекса: Белоруссия, 31-й км трассы Р-28 (Минск – Молодечно), агрогородок Лошаны, 28.

Для посетителей работает многоканальный телефон: +375 (17)512-12-33.

Как добраться

Координаты комплекса: 54°3,48′ с. ш. 27°17,81′ в. д. Добраться сюда можно на автомобиле и общественном транспорте.

На машине

От городского вокзала до исторического центра можно доехать за полчаса, выехав из Минска по проспекту Победителей. Далее маршрут пролегает по берегу Заславского водохранилища по трассе Р-65 до города Заславль и затем по трассе Р-28 до пункта назначения.

На автобусе, маршрутном такси

От автовокзала Минска в направлении Молодечно с интервалом 20 – 30 мин. отправляется маршрутное такси N3700тк, которое через 35 – 40 мин. прибывает на остановку «Линия Сталина».

Можно воспользоваться автобусом N432, который повторяет маршрут такси, но прибывает на остановку через 1 час. Кроме того, он начинает ходить с 13 часов.

От остановки до входа в комплекс следует пройти по указателю метров 400 – 450.

Линия Сталина не просто знакомит посетителей с историей страны, она воспитывает патриотические черты, пробуждает гордость за страну. Здесь изучают архивные документы, разыскивают военные артефакты, по крупицам восстанавливают события обороны Минска. Музейный комплекс – интереснейшая и важнейшая достопримечательность Беларуси.

Видео о музее

Видео-обзор музея Линия Сталина в Минске:

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»