Туризм

Религия в Корее. Какая вера у корейцев

В Южной Корее зарегистрированы многочисленные конфессии и религиозные направления, которые представляют широкий спектр духовных учений. Каждое из них имеет свои особенности и традиции. Они выражаются проповедями, богослужениями и обрядами. А также включают воспитание, обучение и благотворительность.

Официальная государственная религиозная политика

В Южной Корее официальная государственная религиозная политика представляет собой сложный комплекс мер и подходов, направленных на урегулирование отношений между государством и религиозными организациями.

Религия в Корее. Какая вера у корейцев

Государственная политика осуществляется в соответствии с принципами, закреплёнными в Конституции Республики Корея. Согласно ей, государство уважает свободу вероисповедания и равные права всех граждан на исповедание любой религии или убеждений.

Государство принимает меры по регулированию и контролю деятельности религиозных организаций, таких как регистрация, лицензирование, налогообложение и другие административные процедуры. Оно предоставляет им возможность использовать имущество, включая здания, полиграфическую базу и средства массовой информации.

Одновременно с этим государство стремится к поддержанию диалога и сотрудничества с религиозными группами, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и мирное сосуществование. Особое внимание в рамках государственной религиозной политики уделяется вопросам антирелигиозного экстремизма и нетрадиционной религиозной активности.

Государство прилагает усилия для профилактики и предотвращения конфликтов на религиозной почве. Строго запрещена дискриминация по религиозному признаку.

Направления и конфессии

Религия в Корее в значительной мере отражает уникальное историческое и культурное развитие страны. В стране религиозная жизнь является важным аспектом национального сознания, и ее история уходит корнями в глубокую древность.

Распространенность религий в Южной Корее. Схема.

Религия в Корее прошла через многочисленные этапы развития. Она включает в себя традиционные религиозные практики, а также влияние различных внешних течений. Основные традиционные религии в Корее включают шаманизм, буддизм и конфуцианство.

Однако, начиная с середины XX века, в страну начали проникать новые религиозные течения, такие как христианство и ислам, что привело к формированию нового культурного ландшафта.

На 2023 год большинство южнокорейцев определяют себя как нерелигиозные (46%). Буддийское (23%) и христианское (29%) учения являются крупнейшими религиозными группами. При этом позиции христианства усиливаются из-за активного распространения новых религиозных течений и сект. Значительную долю населения составляют протестанты (18%) и католики (11%).

Шаманизм и другие традиционные верования сохраняются, но часто воспринимаются как часть культурного наследия, интерес к которому проявляется в различных формах искусства, литературы или народных обычаев.

Христианство

С XIX века на Корейский полуостров начали прибывать миссионеры из Европы. Особенное влияние имел орден доминиканцев – именно они обратили в католичество императора Коджона, что позже дало основание для распространения христианства среди корейцев.

Однако распространение этой религии долгое время сдерживалось изоляционистской политикой Кореи, которая препятствовала свободному въезду иностранцев в страну. Кроме того, грубые попытки насаждения христианства со стороны японских колонизаторов в начале XX века спровоцировали растущее недоверие населения к этой вере.

Поэтому неудивительно, что после обретения независимости от Японии в первой половине XX века в Корее установился режим, враждебный христианству из-за ассоциации его с колониализмом.

Но позже в Республике Корее сформировалась одна из наиболее заметных христианских общин в Восточной Азии. При этом большинство последователей этих направлений принадлежат к молодым или средним возрастным группам населения.

Это проявилось в создании уникальных южнокорейских христианских преданий и символов, а также включении элементов национальной культуры в богослужебную практику.

Католицизм

В стране выделяется по меньшей мере 5 крупных католических диоцезий, расположенных в разных её частях. В 2014 году папа римский Франциск провёл мессу для 3,5 млн. верующих в Сеуле, тем самым укрепив позиции католицизма в государстве.

Южнокорейские католики активно участвуют в социальной жизни и благотворительности. Так, священники и прихожане открывают центры адаптации для людей с ментальными нарушениями, помогают малоимущим семьям и тяжелобольным местным жителям. Кроме того, многие священнослужители ведут активную просветительскую деятельность.

Протестантство

Протестанты начали появляться в Корее во второй половине XIX века. Одним из самых важных событий в истории корейского протестантизма было основание семинарии «Ёнгсан» в 1885 году.

Сегодня она по праву считается альма-матер евангельских христиан Кореи. После Второй мировой войны западные миссионеры продолжали свою работу в Республике. В результате их деятельности в стране появились крупные протестантские общины. Этот процесс укрепил связи Кореи и США.

Буддизм

Религия в Корее в V веке н. э. стала включать буддизм. В VII веке в страну проникло танское конфуцианство, в связи с чем буддизм был вытеснен на периферию культурной жизни страны вплоть до XIV–XIX вв. В конце XIX века ситуация изменилась, ведущие мыслители Кореи того времени призывали к возрождению национального самосознания и традиций, включая буддизм.

Во время японской оккупации религиозное течение в Корее укрепило свои позиции и стало частью национально-освободительного движения.

Однако после 1945 года появились новые факторы, повлиявшие на его развитие, такие как разделение страны и насаждение Американской военной администрацией христианства. Буддизм в Корее демонстрирует разнообразие учений и доктрин, а также глубокие и развитые традиции монашества.

В целом в этой стране можно выделить 2 основных направления:

Направление Истоки
традиционный пришёл из Китая и стран Центральной и Восточной Азии
современный берущий начало в учении и практике тибетских и западных учителей

Помимо основных направлений, существует множество школ и подшкол, каждая из которых имеет свои особенности и часто связана с определёнными аспектами жизни общества. На основе их наследия сформировалась корейская чайная церемония.

Важным элементом в верованиях современных буддистов стало патриархальное наследие шаманистского культа предков. Отголоски древнего анимистического мировоззрения нашли отражения в некоторых ритуалах и церемониях.

В южнокорейском буддизме присутствует идея социальной ответственности, которая выражается в активном участии в экологической деятельности, поддержке образования, здравоохранения и развитии волонтёрского движения.

Чхондогё

Название «чхондогё» происходит от корейского слова «чондо», что означает «небесный путь». Философия данного учения основана на идее о вечной жизни, всеобщей гармонии и циклическом движении всего сущего, включая Вселенную и человека.

Учение сочетает в себе элементы:

  • буддизма;
  • даосизма;
  • конфуцианства;
  • христианства.

В основе чхондогё лежит идея о том, что Вселенная является гармоничным и упорядоченным местом, где всё взаимосвязано и существует в соответствии с вечными законами природы.

Согласно чхондо:

  • истинный дух человека чист и неизменен, он не подвержен влиянию негативных эмоций или внешних воздействий;
  • душа человека вечна и после смерти тела может переродиться в ином физическом воплощении;
  • каждый человек имеет потенциал стать просветлённым существом и достичь совершенства.

Для последователей учения чхонды путь духовного совершенствования проходит через 33 ступени познания небесного пути. После человек достигает конечной цели бытия и становится просветлённым, избранным.

Религия в Корее включает элементы социальной этики и морали. Проповедники выступают за равенство, справедливость и социальное благополучие в обществе. Практики течения включают медитации, чтение священных текстов и ритуалы, направленные на духовное совершенствование.

Вон-буддизм

Одно из течений буддизма, которое органично сочетает в себе элементы учения Махаяны и конфуцианства. Данный религиозный феномен примечателен своей уникальностью и самобытным южнокорейским колоритом. Считается, что основателем этого религиозного движения является Вонхван – влиятельный корейский неоконфуцианец XVI века и сторонник объединения Кореи.

Формирование вон-буддизма как отдельного течения относится к периоду династии Чосон (XV–XIX вв.) и связано с синтоистскими верованиями, адаптированными к корейским реалиям. Важным этапом стал 1931 год, когда была образована Вон-буддийская церковь (Чогё).

Читать также:
Как выбрать недорогой хостел в Харькове?

Однако в годы японского колониализма были разрушены многие храмы и монастыри, уничтожено огромное количество буддийской литературы. Одной из ярких особенностей вон-буддизма является его ориентированность на общественные ценности. Также ему присущ своеобразный взгляд на концепцию кармы.

Тэчжонгё

Это сочетания шаманизма с буддийскими и конфуцианскими идеями. Религиозное направление возникло в период династии Чосон и стало одним из направлений развития корейской народной религии.

Основа тэчжонгё заключается в поклонении духам природы и предков. Духи могут воплощаться через медиумов, которые ищут способы установить контакт с ними. Считается, что духи могут помочь в различных областях жизни человека, от здоровья до семейных отношений.

На службу в святилищах тэчжонгё часто приходят люди, ищущие исцеления от болезней, решения семейных проблем или помощи в других жизненных вопросах. Современные последователи тэчжонгё стремятся не только сохранить духовные практики и обычаи, но и переосмыслить их значение в контексте современных реалий и потребностей современного общества.

Дзен-буддизм

Возникновение дзен-буддизма как самостоятельной школы, которая во многих отношениях определила дальнейшее развитие всего корейского буддизма, восходит к XVI веку. Расцвет пришёлся на XVII–XVIII вв.

К началу XX века традиции корейского дзена пришли в упадок под влиянием модернизации, перехода страны от аграрного уклада к индустриальному, внутренних миграций и установления японского колониального господства. Восстановительный процесс активизировался после Второй мировой войны

Дзен-буддийская практика в Южной Корее характеризуется многообразием форм и вариантов реализации, включая дхьяну или медитацию, изучение канонических текстов. Ранние принципы чань-буддизма, отразившиеся в корейском дзене, включают адаптацию к жизненным обстоятельствам, внерелигиозный подход к управлению сообществом и ситуации, основанные на коллективизме.

Шаманизм

Шаманизм является одной из самых древних религиозных традиций человечества, корни которой уходят в глубокую древность. Хотя сегодня лишь небольшая часть населения Южной Кореи идентифицирует себя как последователей этой традиции, шаманские практики продолжают играть значимую роль в культурной жизни страны, органично вписываясь в религиозный контекст современного общества.

Одним из ключевых элементов верований шаманизма является вера в существование духов и духовных сущностей.

Южнокорейский шаманизм может быть представлен различными течениями, такими как:

Направление Краткое описание
Мусок Фокусируется на общении с духами предков, которые, по поверьям, обеспечивают защиту и благословение своим потомкам.
Тансэн Акцентирует внимание на ритуалах, проводимых в честь гор, рек и лесов, придавая особую важность гармонии человека и природы.
Кут Нраправление, уделяющее внимание церемониальным практикам и обладающее сложной системой ритуалов.

Конфуцианство

Религия в Корее, представленная конфуцианством, – это философское учение, основанное на принципах морали, этики и гуманности, глубоко укоренилось в корейском обществе и оказало значительное влияние на формирование социальных, культурных и политических традиций этого государства.

Первые упоминания о конфуцианстве в Корее относятся к концу IV века н. э. Однако этот период считается лишь начальным этапом, когда основы учения проникали в страну через Китай и Японию. Активное развитие конфуцианской традиции началось с XVI века, когда были основаны первые школы и академии для изучения конфуцианских текстов.

В период правления династии Чосон конфуцианское учение стало доминирующим в государственной идеологии, определяя систему образования, административную структуру и моральные принципы общества. Были созданы обширные библиотеки и учебные центры.

Однако с приходом западной культуры и колонизацией Кореи Японией (в 1905-1945 гг.) были предприняты попытки ограничить распространение конфуцианского учения.

К 4 основным ценностям конфуцианства относятся:

Наименование ценности Что включает в себя
Сыновняя почтительность уважение к старшим и предкам, ответственное выполнение семейных обязанностей, забота о своих родителях
Верность и преданность соблюдение договорных обязательств, лояльность к государству и государственным лидерам
Гуманность проявление доброты, милосердия и сострадания к окружающим
Образование и самосовершенствование стремление к постоянному обучению и совершенствованию личных качеств

Ислам

В Южной Корее ислам представлен суннитским направлением ханафитского мазхаба. Это одна из мировых религий, которая проникла в Южную Корею вместе с переселенцами и международными студентами во время глобализации. Изначально ислам здесь был представлен выходцами из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии.

Включал в себя 3 волны:

№ волны Краткое описание
Первая Была связана с корейскими мусульманами, которые возвращались на родину после получения образования в странах Ближнего Востока. В то время они начинали продвигать религию среди друзей и близких. Этот период продолжался до начала 1930-х годов.
Вторая Пришлась на послевоенное время: первая половина 1970-х — начало 1980-х. В послевоенной Южной Корее потребность в рабочей силе удовлетворялась за счёт иностранных рабочих, многие из которых были мусульманами.
Третья С 1980-х страны-участницы международных образовательных обменов начали активно принимать и отправлять студентов для получения стипендий. Со временем число южнокорейских мусульман, получивших образование за границей по государственным программам, продолжало стабильно расти.

Индуизм

В Корее присутствие индуизма стало более ощутимым в XXI веке. Это связано с различными факторами, такими как рост интереса к азиатской духовности и культурному наследию, а также увеличение численности мигрантского населения из Индии и стран, где религиозное течение индуизм широко распространён.

Корейские последователи этой религиозной традиции адаптируют её к местным культурным особенностям. В процессе взаимодействия с окружающей средой индуистская практика адаптируется под местные условия и верования. Несмотря на адаптацию, индуизм сохраняет свои основные доктрины и принципы, включая веру в карму, реинкарнацию и путь освобождения от цикла перерождений.

Иудаизм

Исследователи не установили, когда иудаистская вера впервые проникла на территорию Кореи. Этому могло способствовать взаимодействие жителей полуострова с еврейскими торговцами из Китая или Японии в Средние века. Первые корейские евреи упоминаются в китайских источниках в XIII веке во время монгольских завоеваний.

В 1905 году была образована еврейская община в городе Кобе, которая приняла у себя некоторое количество корейских мигрантов. Они стали первыми корейскими евреями XX века. После обретения независимости в 1945 году численность населения, исповедующего иудаизм, остаётся небольшой.

Служители иудаизма — это миссионеры, иностранцы и небольшое число корейцев, которые приняли его от родителей или родственников.

Проблема сект

В последние годы проблема сект приобрела особую актуальность в Южной Корее. Они представляют собой организации, деятельность которых основана на религиозных или идеологических учениях, которые отличаются от общепринятых норм и традиций.

Одной из наиболее заметных характеристик сект в Южной Корее является их разнообразие. От относительно традиционных и общепринятых верований до крайних форм религиозного фундаментализма или псевдонаучных идеологий — секты предлагают людям множество путей духовного развития и самореализации.

Они могут представлять различные религиозные течения, такие как христианство, буддизм, шаманизм. Однако, помимо этого, в стране распространены секты, не имеющие связи с традиционными религиями.

Причины создания и популярности сект в Южной Корее разнообразны. Это может быть связано с экономическими трудностями, социальной нестабильностью, поиском смысла жизни. Одной из особенностей корейских сект можно считать их активное использование современных технологий и средств коммуникации для распространения своего учения и вербовки новых последователей.

Религия в Южной Корее представляет собой сложный и многогранный феномен, сочетающий в себе древние верования и современную динамику. Это важная часть культурного самоопределения и национальной идентичности граждан страны.

Видео о религии в Корее

Самая популярная религия в Южной Корее:

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»