Покататься в Японии на горных лыжах/сноуборде
Покататься в Японии на горных лыжах/сноуборде
При обсуждении Японии практически всегда всплывает тема «блин, да как–же там дорого!». В прошлом году я решил забить на “дорого” и осуществить свою давнюю мечту — откатать на сноуборде в Японии. После изучения вопроса по ценам я собрал достаточно крупную компанию для каталки, так как оказалось, что оно выйдет не сильно дороже Европы. Постараюсь описать прелести каталки в Японии, а также разложить бюджет (по памяти, прошел уже почти год). Я постараюсь написать пост не только для лыжников и сноубордистов, но и для обычного человека, который не прочь съездить в Японию но не совсем представляет бюджет поездки.
Визы
Несмотря на то, что гражданство у нас российское — подаваться в Дублине оказалось проще. Для граждан СНГ в Японию требуется приглашение и гарантия от японской тур. фирмы, а так–же график маршрута (заполненный тур фирмой). Сама виза бесплатная. Дублинское посольство всегда пустое, очень приветливое. У меня оба раза прокатило просто приглашение заполненное хозяином домиков с горнолыжного курорта. Причем в этом году я даже не бронировал проживание на вторую часть нашего трипа (Kyoto, Hiroshima и т.д.). Они даже согласились поставить визу в полный паспорт на один разворот с американской визой! И долго не верили, что сделать паспорт в российском посольстве занимает 4–5 месяцев, а когда поверили спросили “а почему вы не протестуете?” 🙂
В Москве приглашения поставлены на коммерческую основу. В прошлом году ребята платили по 7000р с носа (если я правильно помню) за свои приглашения. Схему с приглашением из домика они не попробовали, тк побоялись, что не хватит времени. Может и прокатило–бы.
Дорога
После небольшого поиска выяснилось, что билеты на самолет не такие уж и дорогие. Перелет Дублин — Токио с пересадкой в Лондоне мне обошелся порядка €700 (в этом сезоне мы летим опять катать в Японию, и я нашел билеты за €585). Плюс еще €100 — перелет до Саппоро. Прямой рейс Аэрофлотом из Москвы в Токио стоил моим друзьям порядка 22000р в 2013–14 году.
В этом году мы будем кататься на Honshu — самом большом острове, где расположен Токио, поэтому обошлись без перелета в Саппоро.
Каталка на Хоккайдо
Курорты мы выбирали исходя из возможности внетрассовой каталки. Судя по различным статьям, большинство японских курортов за off–piste наказывают, вплоть до аннулирования ски–пассов. Нашлось 2–3 курорта с внетрассовым катанием из которых Niseko United обходил остальные по всем позициям (ну или почти по всем).
Проживание
На была достаточно крупная компания — 7 человек. Мы с женой из Дублина и 5 человек из Москвы. Самое дорогое в поездке, сравнимое с ценами в Европе, было жилье. Заплатили мы в итоге порядка €430 за 9 ночей с носа за отличнейший новый коттедж с 4мя спальнями (ну и 3мя туалетами с подогревом сидушек, биде с кучей режимов и пультом во всю стену. куда без этого!).
Цены на отели (не lodges, а именно 3–4 звездные отели) в Niseko были действительно высокие. К счастью, есть коттеджи и lodges, которые выходят значительно дешевле.
Мы останавливались в Niseko Country Resort. Всячески советую.
По приезду нас ждал очень приятный сюрприз. Я провел 14 лет на Камчатке, поэтому 2 метра снега у дороги меня не сильно впечатлили, а ребята некисло так удивились.
Одно время меня даже раздражало немного это «самая дорогая страна в мире». Гостиница в центре Токио от 75 долларов (с завтраком) — гарантированно дешевле чем в Хабаровске и несоизмеримо выше комфортом. Причем, эти гостиницы от 80 до 150 в сутки — практически одинаковы по качеству всего. + везде зубные щетки дают 🙂 — в Америке нигде их не давали, даже в местах помпезно–дорогих.
Пожрать много дешевле чем в Хабаровске и уж точно лучше, причем практически везде. Стейки за 800 баксов там конечно же есть, но там и мясо, какого у нас нет и едят их не кажды день на обед. Жратка — совершенно отдельная тема. В комбини готовые обеды в бенто удешевляются в зависимости от времени изготовления — после какогото момента их просто убирают и купить что то кислое просто нереально. За 150 рублей можно порой фантатическую бенту купить — и рыба/креветка и котлетка/мяско и салатики/соленья и рис и все такое. Про морепродуктовое свой отдельный рассказ писать надо. На окинаве гиганская креветка на рынке — 150 рублей, тут же ее и жарят.
Каталка была просто супер. Даже первые дни, когда верхние подъемники были закрыты из–за снегопада, можно было отлично погонять по лесам. Когда открыли все подъемники оказалось, что наверху есть замечательные открытые участки с кучей снега и без деревьев. Конечно, рельеф от Альп сильно отличается, да и курорт значительно меньше среднего альпийского, но кататься каждый день по свежему снегу было очень круто.
Снег на Хоккайдо считается одним из лучших в мире.
Во–первых, его там реально много. В прошлом году на середину февраля выпало уже порядка 13 метров с начала сезона.
Во–вторых он очень легкий, реальный пухляк. В прокатах на Хоккайдо практически не видно карвинговых лыж — только широченные девайсы больше похожие на зауженные сноуборды. Из досок в плакатах куча направленных досок, много местных остроконечных досок и “ласточкиных хвостов”. В общем на Хоккайдо едут именно за пухляком, и он там реально есть.
На самой горе есть ворота, для “контролируемой” внеклассовой каталки. Можно кататься и просто сворачивая в лес, но открытый гейт означает, что этот участок спасатели считают безопасным в плане лавин. Но я все равно рекомендовал бы взять гида на денек–другой после первого дня каталки. Это сэкономит кучу времени на ознакомление с зонами катания.
Японскую каталку от всех остальных, где я был (Эльбрус с Приэльбрусьем, Альпы, Андорра, Новая Зеландия) отличало то, что было ощущение, что ты в каком–то совсем другом мире. Ни в Альпах, ни в Новой Зеландии такого особо не было — все примерно одинаково. Ни тебе поющих туалетов, ни странных десертов или символов городов типа картошки на лыжах (картошка и каталка — 2 основных дохода в местном городке Kutchan).
Единственное, что портило это ощущение — это обилие австралийцев. Niseko — очень австралийский курорт. Их там прямо очень много, наверное больше, чем на Бали. Правда и они там “получше”, чем на Бали, тк это уже не бюджетный отдых для студентов с 3х часовым перелетом. Но атмосферы традиционной Японии в Niseko нет.
Цены на подъемники
Подъемники в том году были 400$ за 8 из 10 дней, что не сильно отличается от Европы.
Возвращаясь к ценам, которыми принято пугать тех, кто не был в Японии.
Жратва — раза в 2 дешевле, чем в Европе. На склоне за 8–10$ можно было взять Sake ikura don — здоровую плошку риса обильно засыпанную лососем и икрой. Ну или с крабом и икрой, как на картинке ниже. За 7$ можно было купить рамен (суп–лапшу с мясом или морепродуктами), но его обычно наливают такой таз, что кататься потом очень проблематично. На склоне в Альпах за эти деньги обычно можно купить сэндвич, в лучшем случае.
Онсены — это отдельный кайф в Японии. Я часто рассказывал друзьям о Паратунке на Камчатке — открытых бассейнах с горячей водой из источников. Идет снег, а ты лежишь в бассейне с температурой воды как в ванной. В Японии онсены очень похожи на смесь камчатской Паратунки и бань. Сначала ты моешься в предбаннике (сидя на стульчике 20м от пола), а потом лезешь в горячий бассейн. К сожалению, традиции немцев и австрийцев делать смешанные сауны не дошли до Японии 🙂
Стоит все это удовольствие 4–8$ в Niseko.
После 10 дней катания мы поехал в Nobaribetsu — городок на Хоккайдо построенный вокруг горячих источников. В городе куча ryokan (традиционная японская гостиница) с онсенами. Посещение самого дорогого онсена в Nobaribetsu стоило порядка 12$.
Проживание в средненьком ryokan вышло по 100$ с носа с завтраком в сутки. ryokan — совсем не дешевое удовольствие. Но на один день я–бы советовал остановиться. Опыт очень интересный, я обязательно рекомендую остановиться в ryokan на день, если вас занесет в Японию. Заказывайте именно номер с татами.
Единственное, что было как–то невменяемо дорого — прокат машины. Я даже не помню сколько, но помню, что не поверил ценам и перепроверял несколько раз. Но мы прекрасно обошлись без машины — поезда в Японии хотят практически в любую точку. Если планируете ездить много поездами — есть смысл купить JR Pass. Его продают только иностранцам и только, пока вы за пределами Японии. Стоит порядка €180 на неделю анлимных поездов.
В общем, при каталке 10 дней и больше Япония ИМХО выходит не сильно дороже (а может и дешевле) Альп. Но после Японии в Альпы ехать не особо хочется, по крайней мере мне.
Как я уже говорил, каталкой мы не ограничились. После Niseko мы поехали отписать в онсенах Nobaribetsu, а затем вернулись в Токио на 5 дней.
Наверное, рассказ о Токио стоит начать с того, что я не большой фанат крупных городов. В Дублин мы переехали именно из–за того, что я не смог жить в Москве. Мне не нравится Нью Йорк, мне не сильно понравилось жить в Сингапуре (мы прожили там почти 2 года). Поэтому я не сильно завышал ожидания перед 5ю днями в Токио. Но Токио мне понравился. Нет, я бы не стал там жить — это такой–же бешеный ритм жизни, как в любом мегаполисе, но после Niseko Токио казался самой настоящей Японией. Увлекшись качалкой мы не составили даже примерный план того, что мы хотим посмотреть. В итоге очень много времени мы провели в метро, катаясь из оного района в другой (как я понял, в Токио нет ярко выраженного центра, и достопримечательности раскиданы по всему мегаполису).
От Токио у меня осталось 3 ярких воспоминания, не связанных с достопримечательностями:
1. Черный поющий washlet (японский туалет с пультом управления от самолета) с подсветкой. Он порядка напугал нашего товарища, который зашел в темный туалет, а перед ним открылась крышка унитаза и начала играть музыка.
2. Neko cafe — кошачьи кафе. Заведение, куда можно прийти и потусить с котами (ну и попить кофе). Напоминает больше небольшую квартиру с 2–3 десятками котов. Мы ожидали увидеть в этих кафе японских школьниц, но там был разный народ — студентки, семейная пара и даже бизнесмен, заскочивший погладить котов на обед.
3. На одной маленькой улочке мы забрели в кафе. Естественно, на английском там никто не говорил (это вообще проблема в Японии, если вы не в Niseko). Кафе было очень домашнее, с вязанными крючком салфетками, пожилой парой за стойкой. В общем, как у бабушки. Кое как мы заказали кофе, попили и ушли. На следующий день мы случайно забрели на ту–же улицу и прошли мимо кафе. Хозяйка (которой было наверное за 70) увидела нас в окно и выскочила на улицу вместе с мужем помахать нам рукой. Было очень cute 🙂 Надеюсь они кричали нам в след что–то хорошее, а не «убывайте отсюда в свои Европы!!!»
Возвращаясь к финансовому вопросу в Токио.
За double номер в бизнес–дистрикте Nihombashi в 3 звездочкой отеле мы заплатили 80$ за ночь без завтрака. Надо заметить номер был “обтягивающий” — вокруг кровати разойтись я с женой не мог, прихожая отсутствовала, а открыть чемодан можно было только на кровати. Но как я понял — это особенность Токио. У отеля на Booking.com рейтинг был 8.5.
Метро — 10$ в день за безлимитный проезд.
Еда — тонкотсу (свиной) рамен 7–10$, в ресторанах мы оставляли примерно по 20$ с носа за еду + напитки. Суши ели раза 2 за 2 недели.
В общем, не так страшен черт, ка его малюют.
Да, Япония — самая дорогая страна в Азии в которой я был. Тем не менее, по сравнению с центральной и западной Европой она не настолько дорогая. Но поездка в Японию — это поездка на другую планету. В этому году мы опять едем туда кататься, на этот раз в Hakuba
Английский язык
Мы по сути были в 3х местах. В Niseko и Nobaribetsu особенных проблем не было.
В Токио с английским большие проблемы, но я не думаю, что сильно хуже, чем в России. В общем, мы не сталкивались с ситуацией, чтобы мы не могли сделать заказ в кабаке.
Был один раз, когда мы зашли в какой–то очень локальный бар в Токио, который метров 15 по площади был с имя столиками. Бармен и официантки не говорили, но за соседним столом сидели офисного вида японцы, так они не только помогли перевести, но еще и купили нам закусок на свой вкус (потом мы им купили водки на свой вкус).
В Токио дублировано просто все транспортное — проблем никаких, даже с аппаратами с билетами в метро — интерфейс по–английски есть. Дизайн всего транспортного в плане интерфейса такой что запутаться прочти невозможно. В Саппоро даже по–русски было в аэропорту, но это наследие зимней олимпиады. В деревнях иногда сложно бывает — когда меню в кабаке иероглифами и все, без картинок.