Почему мы любим смотреть реалити-шоу?
Содержание:
Первое реалити-шоу появилось в Голландии и имело оглушительный успех. Довольно быстро концепция нового – реального – телевидения распространилась по всей Европе и пересекла Атлантический океан. Впрочем, подобный феномен был описан задолго до этого американским фантастом Стивеном Кингом. Наверняка вы помните фильм «Бегущий человек», снятый по произведению Кинга со Шварценеггером в главной роли. Когда картина вышла на экраны, трудно было представить, что речь в ней идет о нашем ближайшем будущем! Но фантаст оказался провидцем. Правда, современные реалити-шоу не настолько жестоки и аморальны, как представлял их себе Стивен Кинг. Но кто знает, то ли еще будет!
Зрители
Смотрят реалити-шоу далеко не все. У некоторых на это нет времени. Другие не находят в подобных развлечениях ничего интересного. Третьи считают их даже опасными. Но все же подобные программы пользуются зрительским спросом и, судя по заоблачному рейтингу, немалой популярностью. Почему же мы смотрим реалити-шоу? Ответ на этот вопрос нашли психологи. Оказывается, для многих зрителей реалити-шоу являются своего рода психотерапией. Наблюдая за жизнью игроков, мы все время помним, что они – не выдуманные сценаристом персонажи, а обычные Маши, Саши. Участники шоу совершают те же поступки, испытывают те же эмоции, сталкиваются с теми же проблемами, что и мы сами в реальной жизни. А от мысли, что ты не один такой на белом свете, на душе становится легче. Кроме того, реалити-шоу дают нам уникальную возможность взглянуть на типичные жизненные ситуации со стороны и на примере поведения другого человека смоделировать свое собственное. Возможно, избежать каких-либо ошибок, принять правильное решение.
Игроки
Что же толкает людей на демонстрацию своей личной жизни? Жажда наживы? Это слишком простой ответ, который не вполне соответствует действительности. Никто не отрицает, что среди игроков есть люди, которые идут на подобную авантюру исключительно ради денег (квартиры, машины и т.п.), но их не так уж много. Для большинства участников возможность заработать – не достаточно сильный мотив. Тогда почему они соглашаются демонстрировать на всю страну свою не всегда образцовую показательную подноготную?
Возможно, дело в том, что все люди в душе эксгибиционисты. То есть мы склоны в той или иной степени к публичному обнажению, правда, чаще напоказ выставляем все-таки не тело, а внутренний мир. Мы любим рассказывать окружающим о своих победах и неудачах, охотно сплетничаем про своих партнеров… Однако большинству людей для демонстрации собственной жизни вполне хватает домочадцев, ближайших друзей и пары – тройки сослуживцев. Участники же реалити-шоу нуждаются в постоянном внимании большого количества посторонних людей. Причина такой демонстративности – в чрезмерной любви к собственной персоне.
Победители
Будучи для зрителей развлекательной программой, для участников реалити-шоу – это настоящее соревнование. Выигрывает тот, кого выбирают сидячие у экрана телезрители (конечно, если результаты заранее не подстроены). А значит, героями становятся не те, у кого яркая индивидуальность или большой талант, а те, кто своей типичностью и ординарностью похож на среднестатистического зрителя.
Проще говоря, мы хотим видеть в восходящей звезде свое собственное отражение. Люди более зрелого возраста скорее выберут человека справедливого, честного и исполнительного, а подросткам по душе придется бунтарь с сережкой в пупке. У музыкальных реалити-шоу основными поклонницами являются юные телезрительницы, либо милые девушки со скромной ничем не примечательной внешностью, в которых зрительницы не видят потенциальных соперниц. А поэтому не стоит удивляться, почему яркая и талантливая Маша не смогла пройти даже в полуфинал.
Кукловоды
Авторы реалити-шоу прибегают к всевозможным ухищрениям, чтобы удержать зрителя у экрана. И, надо сказать, им это вполне удается. В ход идут и логично выстроенное повествование (своего рода сюжет), и пикантные сцены или, по крайней мере, уверения, что они будут, и различные интерактивные игры и голосования, в которых каждый человек может принять участие. Некоторые реалити-шоу идут дальше, предлагая телезрителям вступить в борьбу за какой-нибудь приз, которым, кстати, может оказаться участие в самом шоу.
Таким образом, параллельно с основной игрой разворачивается еще одна – зрительская. По ходу дела реалити-шоу решает еще массу задач. Например, рекламирует определенный стиль жизни в окружении вещей, производимых спонсорами программы. Иными словами, современные реалити-шоу предлагают нам современный набор стандартов (от модной одежды до отношений между людьми), которым наиболее восприимчивые зрители охотно следуют.
Для чего придумываются подобные передачи, понятно. Цель одна – рейтинг и деньги. И пока мы сидим у экранов, главными победителями остаются все те же создатели мира «за стеклом».