Туризм

Ярославский вокзал, Москва. Метро, расписание

Московский Ярославский вокзал называют северными воротами российской столицы. Его история неразрывно связана с освоением северных территорий страны. Он входит в число самых красивых ж/д вокзалов страны, является одной из важнейших достопримечательностей Москвы и лидером по ежегодно возрастающему пассажиропотоку.

Общее описание

Ярославский вокзал в Москве – востребованный и популярный пассажирский терминал столицы. Красивое историческое здание с угловыми башенками, построенное в стиле неорусского модерна более века назад, удобно расположено на Комсомольской площади, известной многим как площадь Трех вокзалов.

Ярославский вокзал, Москва. Метро, расписание

Ярославский вокзал, Москва

Оно естественным образом вписалось в ансамбль ее пространства, стало органичной частью города, слилось с ним в единое целое.

По эргономике и комфорту эта железнодорожная гавань относится к числу лучших благодаря отличной доступности (расположена в центре Москвы, рядом станции метро и остановки разных видов общественного транспорта), комфортной безопасности и ненавязчивого, но строгого контроля за пассажиропотоком.

Величественное здание с потрясающей архитектурой интересно не только своим чарующим сказочным внешним видом, но и большой комфортной зоной ожидания, предоставляемыми услугами на уровне технологических достижений XXI в., удобным подходом к поездам и понятной интуитивной навигацией. Кроме главного входа имеется еще один, с улицы есть входы в магазинчики и кафе быстрого питания.

Ежесуточно от перронов вокзала отходит более 310 поездов. На севере от вокзального комплекса оборудовано более 10 пассажирских платформ и не менее 15 тупиковых путей. Из западной части здания можно через турникеты попасть на платформы к электричкам, из восточной – к поездам дальнего следования.

Почти 6,5 млн пассажиров в месяц пользуются пригородным сообщением, около 600 000 человек за этот же период уезжают в дальние путешествия.

Исторические факты

Ярославский вокзал в Москве под первоначальным названием Троицкий открылся 160 лет назад для обслуживания железной дороги длиной около 70 км из Москвы в Сергиев Посад, где находилась Троице-Сергиевская лавра. Его освятил митрополит Филарет.

Деревянный П-образный павильон в 2 этажа, возведенный по проекту архитектора Романа Кузьмина, ничем не выделялся – от него веяло скучной простотой и обыденностью. Через 8 лет после открытия вокзал переименовали в Северный. Это название сохранялось за ним вплоть до середины XX в., хотя само сооружение претерпело существенные изменения – оно фактически было построено заново.

День рождения вокзала

Грандиозная реконструкция Северного вокзала в самом начале прошлого столетия проведена по проекту и под руководством известного русского архитектора Ф. О. Шехтеля, работающего в стиле модерн. После двух лет напряженной работы здание предстало перед пассажирами в новом облике, его площадь в 3 раза превосходила прежнюю.

День освящения 19 декабря 1904 года считается Днем рождения Северного вокзала, переименованного в 1955 г. в Ярославский.

Перестройки-перестройки

Все годы своего существования вокзал постоянно расширяется и обновляется.

Поэтапные вехи его совершенствования и развития:

  • 1895 -1897 г. – перестройка восточной части здания, возведение водонапорной башни.
  • 1900 г – увеличение площади здания за счет пристройки боковых флигелей.
  • 1902 – 1904 г. – грандиозная реконструкция по проекту Ф. О. Шехтеля.
  • 1965 – 1966 г. – отодвинуты ж. д. пути, возведена 2-этажная пристройка со стеклянной стеной.
  • 1995 г. – осуществлена перепланировка внутренних помещений, благодаря которой в 2 раза увеличилась пропускная способность пассажирского комплекса.
  • 2005 г. – перенесены в другие места кассы, почти на 2000 м2 увеличилась площадь ожидания.
  • 2014 г. – для архитектурной подсветки установлено несколько сотен светильников.
  • 2018 г. – начато постепенное обновление, рассчитанное на 7 лет.

Интересные факты

С Ярославским вокзалом связано несколько интересных событий:

  • Митрополит Филарет провел обряд освящения вокзала лишь после долгих уговоров, так как считал, что паломники в Троице-Сергиевскую лавру должны идти своим ходом, а не ехать с комфортом по железной дороге.
  • В конце лета 1897 г. пассажирский поезд из 13 вагонов, прибывающий из Сергиева Посада, превысил скорость из-за отказа тормозов и врезался в здание вокзала, нанеся ему существенные повреждения.
  • После первой реконструкции начала XX в. под руководством Ф. Шехтеля внутренние помещения вокзала украшали 6 панно работы художника Коровина, которые после революции были сняты и впоследствии переданы в Третьяковскую галерею. Сегодня на стенах вокзала пассажиры видят 4 копии этих бесценных произведений.
  • Первый электропоезд в России отправился с Северного (Ярославского) вокзала в сторону Мытищ в 1929 г.
  • Весной 1941г. через Ярославский вокзал прибыл в Москву для подписания важного договора о нейтралитете Японии министр иностранных дел этой страны Мацуока.
  • От Ярославского вокзала берет начало Транссибирская магистраль до Владивостока длиной более 9300 км. Вокзал конечной станции в приморской столице похож на Ярославский, почти его точная копия. Он ставит точку в архитектурной завершенности Транссиба.
  • Известными пассажирами, вернувшимися в Россию через Ярославский вокзал после долгих лет разлуки с родиной, были физик-ядерщик Андрей Сахаров (1986 г.) и писатель Александр Солженицын (1994 г.).
  • Во время очередных ремонтных работ в начале нынешнего века строители обнаружили замурованный вход в зал ожидания для пассажиров I класса. Это его стены украшали когда-то картины Коровина на темы быта северных народов.

Архитектура, внешний вид

Московский Ярославский вокзал удивляет многообразием элементов, из которых он состоит. По задумке автора проекта Федора Осиповича Шехтеля грандиозное сооружение своими мощными стенами и башнями, вратами главного входа, керамическими фризами с традиционными орнаментами северных народов должно было напоминать архитектуру северных монастырей.

Гигантская башня в центре комплекса – стержневой элемент всего здания.

Входная арка главного входа с козырьком, похожим на кокошник, высокая кровля, полукруглые пилоны вызывают разные ассоциации: кажется, что это волшебный терем, сошедший со страниц русских сказок, или огромная юрта большой семьи кочевника-оленевода, или традиционный головной убор – элемент праздничной одежды северных красавиц.

Способствуют этому восприятию расположенные под шатровой крышей висячие башенки-колонки с окошками вытянутой формы и закругленным верхом и необычные медвежьи фигурки.

Над аркой главного входа Шехтель поместил рельефные изображения Георгия Победоносца, Святого Михаила Архангела и медведя с секирой. Это гербы трех городов, связанных Ярославской железной дорогой – Москвы, Архангельска и Ярославля.

В советское время на их месте появился герб СССР в центре, а слева и справа от него – фигурки представителей северных народов. Герб исчезнувшего с карты планеты Советского Союза можно также увидеть на завершающем ажурном элементе башни. Особенностью украшения главного входа также стал рельеф с мезенской росписью в красном и черном цвете.

В оформлении фасадов принимал участие в составе творческой группы знаменитый художник М. А. Врубель. Верхнюю часть стен вокзального здания украшают декоративные керамические ленты (фризы), на которых размещены фрагменты по мотивам сказаний народов Севера и скупой северной природы (эскизы составлял сам Шехтель).

На них можно увидеть панно с изображением подводного царства, средневековой крепости, шишек и хвои, диковинных ягод. Еще один вход в здание украсил рельеф, напоминающий традиционные росписи северных старообрядцев, которые наносили их на предметы быта.

Не похожие друг на друга боковые башни выполнены в древнерусском стиле. Они как будто вобрали в себя плавные мягкие линии центральной части здания. Одна из них одновременно является частью лицевого и бокового фасадов. Ярко выраженное перетекание одной формы в другую – отличительная черта стиля модерн.

Читать также:
Как выбрать тур по выгодной цене: отдыхаем с выгодой

Силуэты отдельных элементов ассиметричного вокзального комплекса делают его подвижным, живущим активной жизнью организмом, который органично сосуществует с окружающей средой. В отделке здания широко использовались разнообразные материалы: кирпич и металл, изразцы и штукатурка, камень и майолика.

Автор проекта Федор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель) сохранил часть старого вокзала – длинный скучный ряд окон в левой части здания и скромно оформленный дополнительный вход. Бюст Шехтеля Ф. О. можно увидеть на тротуаре, тянущемся вдоль лицевого фасада.

Интерьер

В отличие от внешнего вида, сохранившего до настоящего времени свой исторический облик почти без перемен, внутренние помещения вокзального комплекса в результате бесконечных реконструкций и ремонтов претерпели существенные изменения. Они стали более просторными и комфортными, в их интерьере преобладают современные материалы (стекло, бетон, железо).

От подлинных элементов исторического интерьера остались лишь небольшие островки и отдельные детали. Исчезли оформленные в едином стиле обшитые деревом потолки и стены, лавки, киоски, телефонные будки, роскошные дверные ручки. Появились новые пристройки, интерьер которых должен был «идти в ногу со временем».

Однако кое-что удалось открыть заново: во время ремонтных работ обнаружились заложенные ранее кирпичной кладкой великолепные колонны, а также первоначальные окна и двери залов ожидания; на втором этаже вернули в интерьер фрагменты старых фасадов, скрывавшихся под слоем штукатурки.

На прежние места возвратились в виде копий несколько панно Коровина: «Ловля рыбы на Мурманском море», «Северное сияние», «Снимание жира с кита», «Базар у пристани в Архангельске». Радует глаз лепнина, украшающая отдельные части интерьера: яблоня и сбор урожая, морж, голубь в гнезде, баран на пастбище, буйвол под дождем и другие.

Есть надежда, что в результате работ по обновлению внутренних помещений вокзала, рассчитанных до 2025 года, будут сделаны новые открытия и возвращены из небытия исторические фрагменты интерьера.

Направления поездов

Ярославский пассажирский терминал обслуживает ж. д. станцию, с путей которой ежедневно отправляются до 30 сформированных поездов в самых разных направлениях, по которым можно изучать географию страны:

  • Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород;
  • Архангельск, Воркута, Новый Уренгой, Лабытнанги;
  • Екатеринбург, Красноярск, Чита, Владивосток и так далее.

Популярностью у пассажиров пользуются комфортабельные фирменные поезда:

  • «Россия» (Владивосток);
  • «Воркута»;
  • «Вятка»;
  • «Москва-Ярославль»;
  • «Дневной экспресс» (Вологда);
  • «Ласточка» (Кострома);
  • «Полярная стрела» (Лабытнанги);
  • «Енисей» (Пермь).

С Ярославского вокзала можно уехать в столицу Китая, Монголии и КНДР.

В течение суток с этой оживленной ж. д. гавани отправляются почти 200 электропоездов в сторону Пушкино, Красноармейска, Болшево, Сергиева Посада. На электричке можно доехать до Софрино, Монино, Щелково, Мытищ и так далее.

Услуги

Ярославский вокзал в Москве оказывает широкий спектр услуг пассажирам.

Парковка автомобилей

Владельцы личных автомобилей могут оставить свой транспорт на одной из двух парковок рядом с вокзалом. Одна на 40 машиномест находится с южной стороны здания недалеко от основного входа. Первые четверть часа стоянки обойдутся владельцу авто бесплатно, оплата за каждый следующий час составит более 200 руб.

Другая имеет вдвое больше парковочных мест. Она расположена с восточной стороны здания (справа от основного входа). Один час стоянки обойдется более 150 руб., полные сутки – более 1100 руб.

Связь и получение справочной информации

На вокзале пассажиры могут бесплатно подключиться по номеру своего телефона к сети интернет RZD.

Необходимая разнообразная справочная информация для пассажиров находится в кассовых залах, в терминалах на обоих этажах здания, у ячеек камеры хранения и в зале ожидания №4. Информацию также можно получить по тел. 8 916 698 63 64.

Хранение ручной клади

На территории пассажирского комплекса имеются камеры хранения багажа:

  • Традиционная камера, обслуживаемая приемщиком, располагается в подвальном этаже вокзала. Она работает круглосуточно с перерывом от часа ночи до 4-х часов утра. Хранение одной единицы ручной клади в течение календарных суток стоит более 200 руб.
  • Автоматическая камера хранения со шкафчиками разных размеров (благодаря красному цвету их невозможно не заметить) находятся на первом этаже здания.

Тарифная сетка оплаты в рублях:

Размер шкафчика Первый час Каждый следующий Сутки
Стандартный 100 50 — 100 800
Средний 200 50 — 100 1200
Большой 300 100 — 200 2400

Носильщики

Услуги носильщиков на территории вокзального комплекса обойдутся пассажирам более 300 руб. за место при условии соблюдения норм по размерам и весу, перемещение багажа на соседние 2 вокзала стоит более 500 руб. за место. Тел. 8 800 775 69 29.

Залы ожидания

Залы ожидания №4, 5, 6 находятся на верхнем этаже здания вокзала. Они открыты круглосуточно, пребывание в них бесплатное. На этом же этаже находится зал «Комфорт». 7-

До 3 часов пребывания в нем обойдется от половины до тысячи руб. в зависимости от тарифа (тел. 8 931 975 88 94).

Комната матери и ребенка

Помощь родителям с детьми окажут в специальном помещении (тел. 8 499 266 67 83), которое располагается на 2 этаже вокзала. Здесь можно бесплатно перепеленать и покормить грудного малыша.

Для пассажиров с детьми имеются места для сна в общих номерах от 700 руб. за половину суток. Аренда отдельного семейного номера обойдется от 2000 руб. за 12 час., стандартного – от 1500 руб.

Помощь маломобильным пассажирам

Бесплатные услуги по оказанию помощи маломобильным пассажирам можно получить, подав за 24 часа заявку по тел. 8 800 775 00 00. По этому же телефону также можно уточнить информацию о категориях граждан, которым предоставляется данная помощь.

Другие услуги

На вокзале имеются:

  • Банкоматы «Сбера» и «ВТБ», круглосуточный медпункт и аптека (1 этаж).
  • Бесплатные санитарные комнаты в залах ожидания (2-й этаж).
  • Магазин и столовая в центральной галерее.
  • Заведения быстрого питания.
  • Линейный отдел полиции (открыт круглосуточно, тел. 8 499 266 63 01).
  • Военная комендатура (тел. 8 499 266 66 97).

Адрес, контактные данные, режим работы

Ярославский вокзал в Москве расположен в Красносельском районе. Это строение под №5 на Комсомольской площади, которая известна москвичам и гостям столицы как площадь трех вокзалов. Почтовый индекс – 107140. Телефон единой справочной службы 8 800 775 00 00.

Самый большой не только в Москве, но и в России железнодорожный пассажирский терминал открыт круглосуточно, работает без перерыва ежедневно, у него нет выходных и праздничных дней.

Как добраться

Вокзал находится в оживленном месте столицы, неподалеку от него есть остановка нескольких видов общественного транспорта и 2 станции метро:

Вид транспорта Номера маршрутов, название линий метро
Метро (станция «Комсомольская») Сокольническая и Кольцевая
Трамвай №7, 13, 37, 50
Электробус № т14, т41, т83п
Автобус №40, о50, С633, Н15 (ночной)

Из любого уголка Москвы удобно добираться до вокзала на такси, вызвав его через любое имеющееся в телефоне пассажира специальное приложение.

Маршруты из воздушных гаваней к Ярославскому вокзалу:

Название аэропорта Маршрут
Шереметьево Аэропорт – Белорусский вокзал – станция метро «Белорусская» — станция «Комсомольская».
Внуково Аэропорт – станция метро «Юго-Западная» — станция метро «Комсомольская».
Домодедово Аэропорт – станция метро у Павелецкого вокзала – станция «Комсомольская».
Жуковский Аэропорт – ж. д. станция «Отдых» — электричка до Казанского вокзала (Ярославский рядом).

Ярославский железнодорожный вокзал на Комсомольской площади в Москве – огромный пассажирский терминал, услугами которого пользуется большое количество москвичей и гостей столицы. Он же является одной из замечательных достопримечательностей столицы и одним из самых красивых вокзалов России.

Видео о вокзале

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»