Новости

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

Он был одним из главных людей модного Лондона нулевых — фотограф-визионер, подаривший миру новую визуальность, новые лица и журнал, ставший главным для целого поколения, — Dazed & Confused.Сегодня сложно поверить, что печатное издание может иметь такую власть, или что фотограф может определять судьбу модели, давая ей шанс в жизни или ставя крест на профессии. Ранкин, демиург нулевых, с интересом наблюдающий за нынешней культурой и остающийся в среде современных художников заметным игроком, как никто мог бы ответить на вопрос, что произошло с нами за последние двадцать лет. Этот вопрос с множеством уточняющих мы ему и задали.

Все-таки вы большой фотограф эпохи больших фотографов. Как вам эра селфи, где каждый — «сам себе оператор»? 

Вы знаете, это, конечно, очень интересный процесс: то, что когда-то было элитарным, просто в силу недоступности образования и аппаратуры, — стало народным. Ведь телефон с достойной камерой есть сегодня у всех. 

Но тут-то и кроется самая главная загвоздка: теперь все зависит не от твоих обстоятельств, а от того, есть ли тебе что сказать миру, что донести до зрителя. С одной стороны, стало, может быть, и легче: теперь ничто не стоит между твоей идеей и ее воплощением. Но с другой стороны, если ты внутри пуст, ничто тебя уже не извиняет. 

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

К разговору о смыслах: а может, совершенно бессодержательное сейчас является определяющим? Посмотрите на звезд инстаграма и ТикТока — они формируют сейчас культуру, но сложно назвать их «производителями смыслов».

О да, я их ненавижу!.. (Смеется.) Меня, конечно, как представителя «того» поколения культурного истеблишмента в известной степени раздражает, что сегодня можно снять свой обед или идиотский танец — и стать властителем умов. Ну что это такое! Даже хореография в мое время была более замысловатой. 

Но если говорить серьезно, это все мое старческое ворчание. Я уверен: Ирвин Пенн с таким же раздражением мог наблюдать, куда пришла фотография, когда ей занялся я. Я понимаю, что новые формы, новые платформы требуют радикально иного подхода, нежели тот, к которому привык я. Это только кажется, что достойно снять обед — это плевая задача. Вы попробуйте! Свет выставить, кадр поставить. В общем, как и во все времена, успехов добивается тот, кто прикладывает чуть больше усилий, чем все остальные. Так что профессионализм, я надеюсь, никуда не денется. А вот с ханжеством и высокомерием: «а вот мы, в наши времена…» надо бороться, это старость души.

Читать также:
Россиянин с полной сумкой человеческих костей попытался уехать в Санкт-Петербург

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

Джон Ранкин

Вы можете представить, кого бы вы поставили на обложку Dazed & Confused сегодня?

Сложный, но интересный вопрос. Я даже не задумывался об этом. Мне казалось, время «лица с обложки» давно ушло. Если вчера этими лицами из разу в раз становились Кейт (Мосс. — Прим. ред.) или Стелла (Теннант. — Прим. ред.), то сегодня это должны быть скорее герои дня. Знаете, мне очень понравилась эта история, когда нашим турбулентным летом на обложках глянца стали появляться медсестры, врачи, волонтеры. Мир действительно сильно изменился, и ошибочным будет считать, что он стал игрушечным, тиктоковым. Мы проживаем очень сложные времена и сами стали серьезнее и в чем-то грандиознее. В мире есть место не только ТикТоку, но и подвигу. Сегодня каждый из нас гораздо больше любой топовой модели заслуживает обложки журнала.

Фотограф Джон Ранкин об искусстве и подвиге в эпоху TikTok

Кейт Мосс на обложке Dazed & Confused

Вы недавно участвовали в создании рекламных образов Braun, и вам удалось такой глянцевый рекламный жанр превратить в искусство. Скажите, это вообще возможно — совмещать интересы коммерции и творчества без того, чтобы предавать интересы и той, и другой сферы?

Спасибо, я рад, если вам правда так показалось. Вы знаете, я могу много примеров вам привести, чтобы доказать, что «коммерческое» и «творческое» не просто отлично дополняют, но часто зависят друг от друга. Тот же промышленный дизайн — разве можно провести черту, где заканчивается видение художника и начинается взгляд инженера? Я думаю, в случае фотографии, искусства и рекламы все обстоит примерно таким же образом. Их ни в коем случае не надо разделять — наоборот! В наших интересах, чтобы они действовали совместно.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»