Туризм

Ферапонтов монастырь, Вологодская область. Фрески, где находится

Ферапонтов Белозерский монастырь Вологодской епархии РПЦ, основанный более 600 лет назад, является ценнейшим архитектурным и историческим памятником, вошедшим в списки охраняемых шедевров страны и ЮНЕСКО.

Сохранившиеся постройки дониконовского времени (XIV-XVII век), фрески Дионисия и имена известных обитателей, живших здесь когда-то, делают его одним из важнейших объектов для исследователей, паломников и туристов.

Общая характеристика

Ферапонтов монастырь – древнейшая обитель, жемчужина Русского Севера сохранял монашескую традицию (с некоторым перерывом) до 1936 года. Сегодня на его территории соседствуют возрожденный мужской Ферапонтов монастырь и музей фресок Дионисия.

Ферапонтов монастырь, Вологодская область. Фрески, где находится

Ферапонтов монастырь, Вологодская область

cНебольшой, но уютный монастырь, разместившийся на пологой возвышенности меж двух озер – Спасским и Ферапонтовским, органично вписывается в окружающую северную природу. Его белокаменные стены и серые купола не нарушают гармонии природы Русского Севера.

В монастырский комплекс входят такие сооружения, как четыре церкви, колокольня, казенная палата. Исторические монашеские кельи, будучи деревянными, не сохранились. Монастырь окружает ограда из белого камня, отделяя обитель от жилых построек села Ферапонтова.

Исторические события

Основатель обители монах Ферапонт пришел на северные земли вместе со спутником Кириллом в 1397 году. Последователи Сергия Радонежского были благословлены своим учителем на устройство новых монастырей.

С пещеры у Сиверского озера началась история Кирилло-Белозерского монастыря. Через короткое время Ферапонт покинул сподвижника и основал вторую обитель в 15 км от уже действующей. Датой образования Ферапонтова Белозерского монастыря считается 1398 год.

Оба монастыря отличались повышенной строгостью, но несмотря на это, число иноков постоянно росло, строились новые храмы и хозяйственные объекты. Ферапонт через несколько лет оставил свое детище на попечение ученика Кирилла – Мартиниана и ушел по настоятельной просьбе Можайского князя для основания новой обители на его земле (Лужецкая).

Дальнейший расцвет Ферапонтова Белозерского монастыря произошел, благодаря делам Мартиниана. Здесь было создано «книжное рукоделие», то есть писались духовные и философские книги.

Ферапонтов и Кириллов монастыри стали известными центрами духовной и культурной жизни не только Севера. Их настоятели стали весьма влиятельными людьми, играя серьезную роль в политической жизни страны.

Цари и богатая знать приезжали сюда на богомолье, оставляя щедрые пожертвования. Кончина и последующая канонизация Мартиниана, обретение его мощей способствовали еще большей популяризации монастыря.

К оформлению монастырского комплекса привлекались известнейшие мастера, настенной росписью занимался знаменитый Дионисий с сыновьями.

Насельниками монастыря в разное время были многие иноки, ставшие в последующем известными церковными деятелями, основателями обителей, признанными после кончины святыми. Монастырь, находясь в суровом краю, являлся также местом ссылки неугодных лиц. Самым известным из них был патриарх Никон.

Нападение на эти земли поляков в 1614 году привело Ферапонтов монастырь, который не являлся хорошо защищенной крепостью, к разорению.

Восстанавливать его начали лишь через 25 лет. 1764 год стал годом лишения монастырем земель, которые были изъяты по указу императрицы о секуляризации. Дальнейшее запустение привело к закрытию обители в 1798 году (указ Синода), церкви стали приходскими.

В начале XX века была предпринята попытка возродить обитель, сделав ее женской, но через 20 лет монахини переселились в другие места. Действующие церкви закрыли в 1936 году.

С 1975 года на территории монастыря начал работать музей, одним из ценнейших экспонатов которого являются сохранившиеся фрески древнерусского иконописца. Проведена большая работа по их консервации. С 2019 года территория является также и Архиерейским подворьем возрожденного монастыря.

Постройки

Ферапонтов монастырь был сформирован как каменный архитектурный ансамбль в период с XV по XVII век. Богатые жертвователи не скупились на щедрые подаяния; построенные в это время и хорошо сохранившиеся здания наделены всеми архитектурными особенностями Русского Севера.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рождественский собор – является ценнейшим объектом монастыря; построенный в 1490 году из камня, что для северных земель было необычной редкостью, он отличался ото всех предыдущих построек.

Прежде на этом месте, которое освятил основатель монастыря Ферапонт, стояла деревянная церковь; это красивое строение заменило ее. Ставили его признанные мастера из Ростова Великого, о чем свидетельствуют технологические приемы и используемые элементы декора.

Холодный храм типичен для того времени: крестово-купольное строение, типичное для архитектуры Древней Руси, четырехстолпный (разделенный 4-мя столбами на ячейки), с тремя полукруглыми апсидами. Стены и барабан украшены узором из кирпича.

Настенная живопись, выполненная в 1502 году Дионисием, чудом осталась в сохранности. Эта величайшая ценность придала монастырю огромную мировую значимость, он стал объектом особого внимания ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой

Благовещенская церковь была построена чуть позже, в 1530-х годах, на деньги царя Василия III, который благодарил Господа за рождение долгожданного, вымоленного наследника. В Белозерье он молил Бога о ниспослании ему сына, сюда и вернулся с благодарственными молитвами.

Церковь и примыкающая к ней трапезная – простые по архитектуре сооружения, разделенные по вертикали лопатками, окна с наличниками утоплены в ниши. Трехъярусная одноглавая церковь, как и трапезная, поставлены на высокий подклет, где находились кухня, пекарня и кладовые. Второй ярус – это собственно молельный зал, а третий – когда-то был звонницей.

Для северного региона такая разновидность зданий, объединяющих в себе храм и колокольню, редкость. Благовещенская церковь была одной из первых построенных таким образом. Позже ярус наглухо закрыли, а в образовавшемся помещении разместили хранилище редких рукописных книг. Снаружи его украшают арочные пролеты с несколькими рядами кокошников.

Два вышеописанным храма связаны между собой крытым переходом.

Колокольня

Трехъярусная шатровая колокольня, построенная в XVI веке, когда-то была проездной. Верхний ярус, где расположены 17 колоколов, открыт с четырех сторон. Более половины из находящихся здесь колоколов – нового литья. Из сделали по специальному заказу Фонда культуры в Воронеже.

Галерея, отходящая от второго яруса, соединяет колокольню с двумя вышеописанными храмами. Уникальным украшением звонницы являются часы с боем, изготовленные в 1638 году.

Церковь преподобного Мартиниана

Небольшая церковь-усыпальница была построена в 1641 году мастерами из Кириллова над захоронением настоятеля монастыря Мартиниана. Архитектурный вид церкви прост: небольшой по объему куб накрывает 8-мигранный шатер, завершающийся барабаном с главкой.

Церковь имеет общую стену с Рождественским собором, став таким образом хранилищем одной из уникальных фресок Дионисия. Иконописец в 1502 году на наружной стене собора изобразил группу святых (в их числе – Ферапонта и Мартиниана, которые в то время еще не были канонизированы), припадающих к ногам Богородицы.

Читать также:
Ахштырская пещера, Сочи, Адлер. Цена, фото, как добраться

Когда поставили храм Мартиниана, фреска оказалась на внутренней стене усыпальницы, где находится и сегодня.

Церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта

На территорию монастыря ведут два арочных входа, расположенных рядом друг с другом: побольше – для праздничных шествий, поменьше – для ежедневного пользования. Это Святые врата, по обе стороны которых лежат два мира: земной и монашеский.

Над ними устроены две церкви с одинаковыми шатровыми завершениями – Богоявления и св. Ферапонта. Внутри церкви объединены и имеют один молельный зал.

Архитектурная часть сооружений, построенных в XVII веке, очень хорошо сохранилась. Святые врата, надвратные церкви и примыкающая к ним казенная палата – это главный фасад монастыря, который производит сильное впечатление своей монументальностью на прихожан, паломников и туристов.

Церковь Богоявления особенна тем, что 1660-х годах, во время вынужденного пребывания в монастыре ссыльного патриарха Никона, она служила изгнаннику домовой церковью.

Казенная палата

Двухэтажное строение под двускатной крышей – палата, предназначенная для хранения ценных вещей, денег, документов. Оно с успехом выполняло свою функцию до самого закрытия Ферапонтова монастыря.

Светское здание и сегодня выглядит очень крепким: окошки здесь небольшие, а стены без излишних украшений строги и массивны. Под самой кровлей расположено маленькое оконце – там находится тайное помещение.

Стены и башни ограды

Сегодня прямоугольная территория монастыря окружена невысокой каменной оградой с угловыми башнями.

Подлинной, то есть поставленной в XIX веке, является лишь небольшая ее часть, ранее забор был из дерева. Достроили ограду, замкнув ее, лишь в 1980-е годы.

Фрески

Ферапонтов монастырь – единственное в России место, где сохранились фрески, выполненные рукой выдающегося художника, яркого представителя Золотого века русской иконописи XV-XIV веков – Дионисия.

Его имя известно миру так же, как имена его современников: Феофана Грека, Рафаэля, Дюрера и Андрея Рублева. Особая ценность фресок состоит в том, что их никогда не реставрировали.

То, что сегодня доподлинно известно имя талантливого художника, создавшего в Ферапонтовом монастыре шедевры, является неоспоримым и редчайшим фактом – сохранились документы с автографом автора.

Обычно имя художника устанавливается в результате долгих исследований и споров, так как такая вещь, как подпись – не практиковалась в средневековой религиозной живописи. Создателями подобных работ были, как правило, монахи, которым авторство было не важно.

Дионисий же – мирской человек, востребованный иконописец, известный при царском дворе, иногда оставлял свое имя.

600м2 – такова площадь уникальной настенной живописи, которую мастер с двумя сыновьями- помощниками создал за 34 дня. Основная их часть находится в Рождественском соборе. Купол украшен образом Спасителя, ниже расположены изображения евангелистов, а своды расписаны Библейскими сюжетами, замечательными по своей согласованности.

В храме Богородицы большое пространство занимает роспись ее жития, которая иллюстрируют самые главные его страницы. Специалисты обращают внимание на пропорции и изящество рисунков, несколько удлиненные силуэты святых делают их легче, невесомее.

Краски подобраны с невероятной мягкостью, не затеняя друг друга, а создавая гармонию и свет. Но тончайший смысл росписи передается зрителю через тонкие нюансы – жест, взгляд, настроение, что отличает произведения Дионисия. Несколько фресок выполнены на наружных стенах.

В настоящее время завершена консервация настенной живописи в монастыре, работа длилась 30 лет. С фресок аккуратно удалили грязь и укрепили некоторые фрагменты. Коллектив реставраторов за эту работу получил Государственную премию РФ.

Паломнические поездки

Ферапонтов действующий монастырь принимает на своей территории паломников и экскурсантов из разных городов России и зарубежья. Чтобы попасть в группу достаточно сделать заявку в одну из организаций.

Например, поездки из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов организуют следующие организации:

Направление деятельности службы Наименование, контакты Кол-во дней Посещаемые места Стоимость, руб.
Паломническая (Москва) «Марфа и Мария»

+7 999 902-85-85

3 Ферапонтово, Горицы, Кириллов, Вологда 6800 + ж/д
Туристическая и паломническая (Санкт-Петербург) «Серебряное кольцо»

8 (800) 444-24-86

3 Монастыри Вологодской области от 15750
Паломнический центр (Москва) «Покров»

(495) 744-64-18

4 Монастыри Вологодской области 16500
Туристическая (Вологда) «Пилигрим»

(8171) 56-06-69

1 Ферапонтово, Кириллов 3300
Паломнический центр (Нижний Новгород) Нижегородская епархия

8(831)274-64-77

3 Ферапонтово, Кириллов, Вологда 15900

Режим работы

Музей работает с 9-00 до 17-00.

Расписание служб в монастырских храмах:

  • По понедельникам, средам, пятницам и субботам в 10-00 проходит молебен.
  • По субботам в 17-00 – всенощное бдение.
  • По воскресеньям в 9-00 – литургия.

Адрес, контакты

Монастырь находится по адресу: Вологодская область, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8. Детали самостоятельного посещения можно узнать по телефону +7-921-237-25-59, заказать экскурсию – по телефону: +7 (81757) 3-14-79.

Как добраться

В Ферапонтово, которое находится в 120 км от Вологды и в 20 км от Кириллова, можно добраться на личном или общественном транспорте, а также в составе экскурсионной или паломнической группы. Его координаты: 59°57′23″ с. ш. 38°34′03″ в. д.

Для жителей России удобнее начинать путешествие от областного центра Вологды, который является крупнейшим транспортным узлом северо-запада страны.

Через город проходят железнодорожные магистрали, связывающие столицу с северными городами; существует авиасообщение с Москвой и Санкт-Петербургом, а также пересекаются автотрассы М8 (Москва – Архангельск «Холмогоры), А114 (Вологда – Новая Ладога) и А119 (Вологда – Медвежьегорск).

На автобусе

Прямого маршрута в деревню Ферапонтово из городов Вологодской области нет, но в 2 км от монастыря проходит федеральная трасса А119.

Добраться до остановки «Ферапонтово, поворот» можно из:

  • Вологды за 2-2,5 часа;
  • Череповца за 2,5 часа;
  • Кириллова за 0,5 часа.

Дальнейший путь до обители придется пройти пешком.

На машине

Путешественники на автомобиле, следуя по проложенным маршрутам, прибудут в Ферапонтов монастырь в удобное для себя время.

Из Москвы путь в 580 км пройдет через исторические города, представляющие большой туристический интерес и обладающие развитой инфраструктурой для отдыха: Сергиев Посад, Ярославль, Вологду.

Поездка из Санкт-Петербурга через Великий Новгород, Пестово и Череповец (720 км) займет не менее 11 часов.

Ферапонтов Белозерский монастырь, являясь памятником русского северного зодчества далеких веков, до сих пор остается уникальным по красоте и ценнейшим по содержанию музейным и религиозным объектом. Он нисколько не нарушает суровой красоты этих мест, практически не изменившейся с XVII века, а дополняет и подчеркивает ее.

Видео о монастыре

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»