Большой чуб любого запорожского казака, или как еще говорили сами казаки, оселедец – является не просто очередным элементом казацкого образа, но это еще и настоящая легенда.

Сразу же скажем, что лишь зрелые, матерые, опытные казаки, которые, как говорится, уже успели, понюхать пороха в боях, имели право носить этот самый длинный чуб. Оселедец был под строгим запретом для всех молодых воинов без исключения. Но данный факт совершенно не говорит о наличии какой-либо иерархии в среде казаков, а лишь показывает, что опытные казаки за время всех своих проведенных баталий успели заслужить столько страшных грехов перед самим Богом, что уже никакими молитвами их не получится замолить. И любой запорожский казак был совершенно уверен в том, что все многочисленные его прегрешения после смерти готовят ему лишь одно место– «гореть в страшном аду». В связи с чем необходимо было придумать какое-то универсальное решение, способное смягчить нелегкую казацкую участь. И это решение было найдено. Оно заключается в следующем: опытный казак не зря отращивал себе длинный чуб – ведь именно за него смилостивившийся Господь все-таки решит вытащить бедного казака из ужасного адского пламени. И еще один маленький нюанс — опытный казак обязательно должен был носить свой оселедец так, чтобы он ниспадал именно на левую сторону. Это было необходимо для того, чтобы волосы казака смахивали всю нечистую силу, которая, по преданию, сидела у любого казака на его левом плече и постоянно пыталась толкнуть того на любые безбожные поступки.

Кстати, оселедец был главным отличительным признаком настоящего запорожского казака, который никогда не забывал о вере и вместе с тем осознавал все свои неправедные дела. Кстати, именно по этой причине, у многих пленных запорожцев турки часто отрезали длинные чубы, чтобы пошатнуть их веру, и чтобы они не ждали спасения из ада. Очень страшное психологическое давление.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована