Культура

Права человека в обществе

Дикарь, которому предложат  поговорить по радиотелефону с соседним островом сочтет это чудом. Но для него (да и для нас, порой) чудеса  существуют не только в мире вещей, но  и в мире межчеловеческих отношений. Не удивится  он  исполнению членами семьи или рабами приказания вождя, но за волшебство сочтет  тихие слова одного человека в адрес незнакомого ему  другого человека, в ответ на которые тот начинает беспрекословно действовать в указанном направлении. Подчинение себе несколькими словами столь своенравного существа как человек, объяснить иначе, как  колдовскими чарами, наивный островитянин  не сможет.

Современный  школьник  на точно те же  ситуации посмотрит гораздо проще. «Мы просто имеем дело  с эффектами разных технологий, скажет он. Радиоприемник — результат наших знаний законов природы и умения обращаться с веществом и энергией, а грамотное, безконфликтное общение — это тоже результат знаний и умений, но только правовых» — объяснит он.

Слова «я имею право…» в межчеловеческих отношениях  подобно переключателю  радиоустройства  запускают определенные процессы отношений, но уже не между физическими структурами, а между людьми. Для несведующего же вся  внешняя «чудесность» и  первого и второго  явлений — в определенности,  предсказуемости, управляемости результата, за которым стоит использование того, что мы называем знания закономерностей, умения ими пользоваться или, одним словом, «культура».

За тысячелетия  прогресса человечество выработало три группы технологий — материальные (физические, химические, биологические), духовные  и социальные (правовые). Все они  предельно практичны, ибо решают задачу выживания человечества. Решают они ее с помощью разных подходов к единой  проблеме.  Первая позволяет людям  влиять на  гармоничность отношения  вещей, вторая — на гармоничность отношений человека со своим Творцом, третья – отношений межличностных, межгруппровых и межгосударственных.

Первая породила все то, что можно потрогать руками — материальные творения человечества и оружие для его же массового уничтожения. Плодами последней стали не столь осязаемые руками, но не менее значимые для полноценной жизни человека гражданское общество и социальное правовое государство, и, одновременно,  новейшие виды инструментов социальной деструкции — организационное оружие и терроризм.

На самом же деле,  даже вышеназванное разделение отраслей знаний и технологий весьма условно. Элементарная частица, атом, молекула, клетка, индивидуум, общество, универсум  — это «кирпичики»  Природы и Мироздания. Науку, изучающую отношения субъединиц в атоме мы привыкли называть физикой, в молекуле — химией, в клетке — биологией, в организме — медицинской, в социуме (обществе) — юриспруденцией (правом), в универсуме — теологией и космологией.

Человек и общество (структура которого — государство) относятся друг к другу точно так же, как клетка и организм. Управление и безопасность, энергоснабжение и транспорт, терморегуляция и защита — органы и клетки, отвечающие  за эти функции есть как  в живом организме, так и в государстве. Их согласованная деятельность, направленная Творцом на выживание и эволюцию, осуществляется в соответствии с объективно существующими законами Природы, законами не выдумываемыми, а изучаемыми и формулируемыми  людьми для познания мира  и  практической деятельности.

Люди, их сообщества и целые государства, как показала история, временно способны действовать в режиме игнорирования законов мироздания. Однако опыт цивилизаций  показал, что при этом век их неизбежно становится очень коротким. Напротив, накопление и использование  знаний о закономерностях строения и функционирования  атома,  клетки,  организма и  государства приводит к росту такой  характеристики общества, как «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), рассчитываемого исходя из ожидаемой продолжительности жизни новорожденного, уровня  образования и материального благополучия граждан. В современном обществе знание законов, правил и технологий, определяющих отношения «человек-человек», «человек-общество», «человек-государство», «человек – Творец»  столь же необходимо для  практики, сколь традиционных физико-химических и медико-биологических закономерностей.
Конкретным  выражением  основ правовой культуры человека является его представление о своем правовом статусе. Цивилизованное общество представляет собой хорошо отлаженный и развивающийся механизм, состоящий из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих частей — людей  и их объединений, называемых нами организациями.

Части эти находятся в отрегулированных в пространстве и во времени отношениях, изучаемых наукой, называемой правом (юриспруденцией, правоведением). Поэтому   в отличие от  связей (отношений) физических или химических, они называются правовыми, иначе  «правоотношениями». Каждый носитель  этих отношений связан с другим членами общества правами (возможностью нечто получить) и обязанностями (необходимостью нечто отдать). Именно благодаря существованию такого типа отношений между участниками общества и происходит организованный и  преимущественно бесконфликтный  обмен информацией, веществом и энергией (последней, обычно, в форме денег).

Итак, то, что каждому (в интересах  выживания  всех, в том числе его) обязаны предоставлять  окружающие принято называть правами, а то, что он должен отдать им — обязанностями. У каждого лица прав и обязанностей сотни. Каждому праву нечто получить всегда соответствует (корреспондирует) обязанность нечто отдать. К самым фундаментальным из прав  относится право на жизнь и неприкосновенность (и обязанности не нарушать таковые у других), право на защиту со стороны государства (и обязанности платить ему налоги и участвовать в защите территории), право на благоприятную окружающую среду (и обязанность ее не загрязнять) и т.д.

Читать также:
Международный культурный форум пройдет в Санкт-Петербурге с 16 по 18 ноября

Каждому праву одного лица всегда соответствует обязанность другого лица совершить некие действия (либо, напротив,  обязанность от некоторых действий воздержаться) необходимые для  осуществления этого права. Только беспрепятственная реализация всеми участниками  общественной жизни  своих прав и безотказное выполнение ими же своих обязанностей является условием  слаженного, надежного и прогрессивного для всех сосуществования.

Напротив,  когда определенная группа субъектов тем или иным способом стремится только получать  от окружающих, необоснованно  расширяет объем своих притязаний, игнорируя одновременно  несение бремени обязанностей, начинается процесс опасной дезорганизация. Одни части общественного организма подавляют (в прямом и переносном смыслах) и используют другие, вплоть до их уничтожения, причем это  осуществляется не в интересах выживания целого, а в интересах сугубо частных. Исход таких процессов, как показала история, печален для всех. Подобная (и хорошо знакомая россиянам)  общественная ситуация напоминает возникновение неуправляемого роста и распространения раковых клеток, которые быстро и в разных местах размножаются. Эти клетки,   поглощая большое количество энергии, разрушая окружающие ткани,  перестают выполнять исходно присущие им функции и ничего, кроме вреда организму не приносят.

Подобная «независимость»  и беспрепятственная реализация сугубо собственного «интереса» в итоге приводит к гибели всего организма, а с ним, естественно, и всех «вырвавшихся на свободу индивидов». Они гибнут, поскольку лишили энергии, взаимопомощи и жизненного пространства  собратьев, тех, кто был связан с ними тысячами  незримых нитей, и кто  выполнял свои ненужные (на их  взгляд), но  на самом деле жизненно важные  взаимные обязательства по обеспечению  совместного нормального существования. Гибель государств и империй очень часто в своей основе имеет «болезни», очень похожие на те, что хорошо знакомые врачам по человеческому организму. Все живое, неся в своей  глубине мощный инстинкт самосохранения, имеет стремление (интерес), которое можно сформулировать как  «хочу все и сразу». Будучи условием выживания и двигателем эволюции,  эта сила нуждается в уравновешивании интересами жизни в целом, интересами ( = правом на жизнь) других живых существ, поскольку одномоментное удовлетворение этого стремления  сразу для всех  просто невозможно, а сама попытка разрушительна.

Таким образом, сосуществует  частный интерес получить из окружающей среды все возможное в интересах самосохранения и развития, и  интерес выживании  системы  в целом, требующий от каждого из элементов ограничения в потребностях личных  и внесения  вклада в обеспечение потребностей общих. При  этом интерес выживания целого является иерархически более высоким, поскольку лишь его реализация обеспечивает выживание для всех его частей. Баланс интересов частного и общего достаточно сложен и его значительный сдвиг в любую сторону способен привести или  к дезинтеграции системы (при неконтролируемом  возобладании интереса локального), или к гибели  ее  частей,  когда их потребности игнорируются, будучи принесены в  жертву «непонятным» интересам системы.

В свете вышесказанного можно дать общие характеристики законодательно определенным правам человека. Законное право человека (в общем виде) представляет собой защищаемый государством минимальный объем потребностей человека, удовлетворение которых способно  обеспечить ему (следовательно и обществу) выживание и развитие. По этой причине все права человека конкретно сформулированы в законодательстве и для возможности реализации каждого из них там же определяется правообязанное лицо — тот, кто обязан обеспечить возможность этим правом воспользоваться. Основная функция государства и сводится к самосохраняющей  деятельности по защите прав своих граждан.

Именно для решения этих задач государством создаются правоохранительные (и здравоохранительные) органы, а функция  защиты прав и свобод граждан вменяется в должностные обязанности каждому государственному служащему.

Итак, сформулированные в законодательстве права человека представляют собой не максимальный и не оптимальный, а минимальный стандарт цивилизованных межчеловеческих отношений. Это тот объем притязаний  человека к государству, физическим и юридическим лицам, реализация которых «всего лишь» дает некоторые гарантии его выживания и прогресса. Лица, препятствующие или не обеспечивающие реализацию человеком своих прав являются правонарушителями и подлежат юридической ответственности. Формулировка «я имею право на…», при том, что это существенное  достижение прогресса, в своей сути всего лишь означает призыв «помогите (не мешайте)  мне выжить и развиваться». По этой причине лишение человека любого из его прав является реальным фактором, усложняющим его жизнь и прогресс  в этом сложном мире.  И, напротив, активное, целенаправленное использование человеком своих прав  подключает к процессам сохранения и развития его  личностного потенциала других людей, общество и государство. Каждое право человека — это дополнительный шанс,  дополнительная жизненная  возможность роста его безопасности  и  благополучия.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»