Вы не задумывались, почему столь живучи сорняки: растут, казалось бы, в самых немыслимых местах; это природа о нас заботится, «кидает» их нам под ноги, чтобы мы, наконец, увидели, что это друзья и спасители. Если же вспомнить о токсичности любого лекарственного препарата, его побочном действии, то становится и вовсе непонятно, почему мы с такой легкостью отказались от многовековой мудрости, накопленной нашими предками.

цветок-768x768

Изначально собиранием лекарственных трав занимались знахари и лекари. Травы рвали с различными словами и заговорами: «Рву я, раба (имя), от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их и рву». Считалось, что после таких магических заклинаний каждая травинка наследует чудесную силу врачевания, однако не каждая травка, которая полезна для мужчины, в то же время полезна и для женщины. Травку от травки следует различать так, как различается один человек от другого, а именно: для женатого мужчины и замужней женщины существуют особые травы, равно как и для холостого и незамужней девицы. Одну траву, говорят, нельзя собирать голой рукой, другую и вовсе никому, кроме самого больного. Больной же, во время лечения должен поститься, а когда здоровье вернётся к нему, должен молчать об этом, в противном случае пользы от лечения не будет.

подорожник-768x512

Первая аптекарская изба-палатка была устроена в Москве при Иване IV, для неё по воле царя был организован сбор лекарственных трав. Сам Иван Грозный держал при дворе образованнейшего врача Лензея, но предпочитал лечиться у пожилых знахарок. В одном своём он письме написал: «Лекарств его (Лензея) никогда не приемши». В памятниках XVIIв. упоминаются и «аптечные огороды» по выращиванию специальных трав. Примерно в то же время в Москве в Гостином дворе была открыта вторая «нижняя» аптека с вольной продажей лекарств «всяких чинов людям.

Множество поверий на Руси издавна были связаны с травами, с их чудодейственной и даже колдовской силой. Кто и когда первым применил для выздоровления то или иное растение, сказать трудно; с древних времён люди ели коренья и плоды, но замечали, что после поедания одного растения у них появляется прилив энергии, после другого клонит в сон, третье вызывает рвоту или «вяжет». Со временем накапливались знания, которые, как легенды, передавались от бабки к матери, от матери к дочке или внучке.

чертополох-1024x683

Складывались легенды и под влиянием библейских евангельских преданий. Осина – проклятое дерево, на нём повесился Иуда; подобно осине, проклятая ива, так как из неё были сделаны гвозди, которыми сколачивался крест для Спасителя. Ветреница за ядовитость проклята Божьей Матерью, оттого не цветёт она всё лето, как другие растения, а одиноко расцветает только весной, не от тепла, а от ветра. Легендарная плакун – трава собиралась утреннею зарёй без применения железных орудий. Силой обладают якобы только корень и цветы, они приводят в страх и покорность нечистых духов, смиряют их, заставляют плакать. Знахари разгоняли этой травой домовых и прочую нечисть.

 

Хорошо было держать в доме корень одолень – травы, считалось, что он помогает преодолеть разные препятствия, а мужчине он поможет «победить сердце» девушки. В мае при желто-голубом цветении собирается сон-трава. Полагали, что она обладает пророческой силой – предсказывать людям во время сна добро и зло. Собранная чародеем с утренней росою и опущенная в воду, она вынимается в полнолуние, в то время её клали под подушку, засыпая со страхом и надеждою.

плакун-трава

Все травы разделялись на магические, амулеты, лекарственные, ядовитые и возбуждающие похоть. При сборе трав раньше было принято считать, что целебным растение считается только тогда, когда его окропит ивановская роса. Купала был богом земных плодов. Праздновали день Ивана Купалы 24 июня – время жатвы.

В этот день приносили жертвы из некоторых трав, которые складывали в костёр, а затем плясали вокруг него. С принятием христианства начали отмечать этот праздник купанием, тогда и зародился обычай обливать друг друга водой. В эту ночь в Москве было принято париться вениками с цветком иван-да-марья, чтобы быть красивее и здоровее. В Малороссии на окна и пороги было принято класть жгучую крапиву, якобы могущую защитить от сглаза и нечистой силы.

Травы, считали издавна лекари, надо рвать между началом их всхода и праздником Купалы, после чего трава, по народному мнению, теряла целительную силу, а лучшим временем для сбора лечебных трав (за исключением некоторых из них) считался и считается по сей день — май. По живущим в народе поверьям, ночь на Ивана Купала по отношению ко всем растениям несет «живую тайну». На Руси верили, что в эту ночь растения говорят между собой, как человекоподобные существа и цветут в течение трёх минут, давая по три цветка. В это время местные колдуны запасались травами и держали собранный волшебный урожай в трубе, специальной чёрной магической книге, под печкой, под порогом и в прочих укромных местах, подальше от людского глаза.

разрыв-трава-680x1024

Каждую травинку старались собрать вовремя и в правильном месте. Белоцветку одномесячную и прострел срывали, пока их ещё не окуковала кукушка. Копытник собирался лишь тот, цветы которого смотрели на восток, а если на север, то его обходили стороной. Иные травы срывали так, чтобы на них не ложилась тень. Зверобой старались отыскать там, где не слышно было петушиного пения.

Из магических особенно замечательной считалась «скакун – трава» (разрыв-трава), которую узнавали только самые искусные знахари по покрывшим её блёсткам на утренней заре до восхода солнца. Верили, что у этой таинственной травы, а также у папоротника цветы берёт нечистая сила, чтобы быть невидимой для глаза человеческого. По поверьям, при прикосновении ее к замкам и железным запорам они разрываются, из-за чего, скорое всего, она и получила свое название – «разрыв-трава». Если во время сенокоса эта трава случайно попадёт под косу, она якобы разлетится на несколько частей или переломится пополам. Если же такое происходило, советовали взять это сено и бросить его в реку: сено поплывёт по течению, травка же отделится и поплывёт против него. Есть и другой способ найти эту траву. Увидев дупло дятла, когда птицы нет «дома», нужно закрыть его железной палкой. Увидев, что вход в дупло закрыт, дятел улетит за заветной травой. В это время советовали расстелить под деревом чистую скатерть, и когда птица разомкнёт железные запоры, цветок должен упасть прямо к ногам. Вероятно, это всего лишь поверье, не более того, но сколько красивых легенд и сказаний связано с растением!

В ночь накануне Ивана Купалы расцветает и папоротник. Он также считается не простым, а колдовским растением. Мифической силой обладает его цвет. Накануне Иванова дня, зачарованные сказаниями местных колдунов и знахарей верцы, уходили в самую глушь леса, чтобы до этого места не доходили звуки пения петухов. Там им нужно было пробыть всю ночь: они очерчивали вокруг себя круг ножом или топором, а под листья папоротника подкладывали белую чистую скатерть, ложились на спину и считали звёзды. По рассказам некоторых из них, около полуночи приходили к этой черте бесы в виде животных, пугать их, но они, не шевелясь, занимались своим делом. В полночь папоротник расцветал и ронял на скатерть три цветка (кто-то говорил — один), в это время приходили страшные виденья, слышались голоса нечистой силы, но с пением утренних петухов всё исчезало, кроме долгожданных трёх цветков.

Об авторе

Приветствую всех посетителей моего блога! Я надеюсь, что на моём сайте вы почерпнули для себя интересную и актуальную информацию. При копировании контента буду благодарна за обратную ссылку. По всем вопросам обращаться на почту.

А ещё у нас есть

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована